Шаманизм   Портреты и пейзажи
 
     

Картины Л.А. Лара (Кликабельные)

 

Глаза Нума. х.м. Noom’s eyes Canvas,oil 101х66 1992

Эта работа написана после длительной экспедиции по Ямалу. В этой картине передана вера людей в Высшую силу - в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Ненцы считают, что Нум всевидящий и вездесущий. Рядом с глазами Нума мы видим его помощников - Николая Чудотворца, Яв'мал Вэсоко и других небесных духов. Но главной фигурой этой картины является шаман Верхнего мира - Выду'тана.

Прародительница х.м. 1996

Священное родовое место х.м.
Family’s sacred place. Canvas,oil
109x79, 1990

Священные места играют важную роль в общественной и семейной жизни ненцев. Они помогают людям выжить в суровых северных условиях. Культ священных мест в жизни народа - это связь человека с природой, с космосом.

Гибель язычника х.м. 2001
Тени

Шаман из древнего рода Окотэтто .х.м. 1996

В работе представлен собирательный образ служителя культа. На картине мы видим в момент общения с духами, в позе, говорящей о его полной внутренней сосредоточенности. Кажется, что он не только сам преображен благодаря поддержке духов-помощников, дающих ему силу, но и доставляет эту энергию в наш современный мир.

Духи болезней. х.м.

Холст, масло.
Spirits of diseases. Canvas, oil.
88x63,1992

Картина отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа - Хабця'Минрена. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела.

Священный памятник.Хэбидя Тэн Sacred memory.
Khebidya Ten. Холст, масло.
Canvas, oil 60х110, 2002

Эта картина написана на основе исторических событий. Ненцы не могли смириться с захватом пастбищных земель, охотничьих угодий, мест рыбной ловли царской администрацией, купцами, торговцами.

Война миров. х.м. 2001. Возрождение
Холст, масло
Revival. Canvas, oil
160Х69
1995
Мираж. х.м. 1991 Плачь гагары. х.м. 1998
Полет за счастьем.х.м.

Дерево ш амана х.м. 1999

Тематика шаманского фольклора очень разнообразна. Каждый шаман должен иметь песню, заговор, заклинание. Песни – поэмы шаманов направлены на лечение больных или являются частью культовых обрядов. Самое видное место в практике шамана занимало камлание, обращенные к конкретному божеству или духу – покровителю, хозяину местности. Картина написана на основе виденного ритуального обряда, который был совершен шаманом Г.Е. Мандаковым.

Сихиртя х.м. 1999

Картина написана по легендам, которые рассказали хранители устного творчества. Значительный интерес представляют легенды о сихиртя. Это люди маленького роста. Они устраивают свои жилища в песчаных сопках, ведут оседлый образ жизни. Занимаются охотой, рыболовством. В легендах ненцев сихиртя предстают как хранители металла, металлических украшений.

 

Хоркы х.м. 1999

Мир природы для оленевода – это жизнь. В сознании оленевода, рыбака, охотника предметы природы, или созданные его руками являются активной, преобразующей силой, созидающей из бесчеловечного стихийного мира в очеловеченный мир. Так и картина показывает, что жизнь заключается в человеке, т.е. в мужчине, который является продолжателем рода человеческого. Мужчина поклоняется своему естеству, который дает жизнь всему живому. Это естество он олицетворяет в образе птицы – куропатке. Шаман вызывая духа птицы, как бы просит его, чтоб род человеческий не угас.

Волшебные стрелы . х.м. Сыновья Нума х.м.
Борьба с Нгылико. смешанная техника Сказ об отце. смеш. техника
Последний из рода смеш.техника Св.место у озера. х.м.
Могила шамана. х.м. Священное дерево шамана. х.м.
Хозяин озера. х.м. Идол в лесу.х.м.
Посвящение
Холст, масло.
Consecrating. Canvas, oil.
260x160, 1995.
Рождение
Холст, масло
Birth Canvas, oil,
109Х84,
1995

Шаман четырех стихий.
Shamans four elements
Холст, масло.
Canvas, oil
270x168, 2000

 На картине запечатлены 4 стихии: огонь, вода, земля и воздух. Шаман, владеющий и управляющий этими стихиями, является сильным и могучим человеком. В этой картине собран обобщающий образ шамана.