В. Вануйто
Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара

Картины – это жизнь, застывшая на полотне художника, осколки нашего бытия, крупицы жизни людей, собранные в единое целое, фантазия народа, запечатленная на холсте. Картины – ключ к пониманию не только творчества художника, но и духовный мир людей. Леонид Алексеевич Лар окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Его творчество - это глубокий пример любви к природе и своему народу, которое он запечатлел на холсте. Леонид Лар пишет этот мир, тундру, человека, чтобы смогли увидеть эту красоту все. Его картины живут яркими сочными мазками.

Сразу после окончания Московского художественного института имени В.И. Сурикова молодой талантливый художник через бесчисленное количество эскизов ежедневно ищет собственный неповторимый творческий путь. Он нужен ему как воздух для реализации своего самобытного внутреннего мира, мировоззрения своего народа, для воспевания  давших ему жизнь: Бескрайнего Севера и красавицы Тундры. И он его находит! Его картины – это жизнь сурового края, застывшая на полотне, осколки бытия, бытовые сцены, исторические события, крупицы судеб, народная фантазия, окружающая природа, собранные в единое целое. Вопреки распространенному мнению, Север ошеломляюще притягателен и богат на краски. И все это нашло свое отражение в работах состоявшегося уже художника Леонида Алексеевича Лара.

Многие работы Леонида Лара связаны с фольклором. И появление шаманов, духов природы, священных мест северных народов на его полотнах совершенно не случайны. Мифы и легенды ненецкого шаманства, живущие в памяти народа, не дают исчезнуть древ­нейшим представлениям о человеческом роде, уходящим корнями в мировоззрение первобытных охотников и оленеводов.

Вымышленный мир пред­стает на холстах художника в достоверных формах, персонажи выглядят так, как будто они дей­ствительно существуют. Многие картины написаны как бы на одном дыхании — но, сколько време­ни вынашивает он каждый замысел! Работы эти, когда завершены, обычно шире самого фольк­лорного сюжета и глубже первоначального замысла.

В работах Леонида Лара отражена древняя вера людей в могущество богов и тех, кому дана способность общаться с ними. Художника постоянно волнует тема жизни и смерти, продолжения рода, сохранения и передачи нравственных ценностей. Его картины наполнены глубоким смыслом, философскими раздумьями о взаимосвязи Человека и Природы. Мистическое содержание картин Леонида Лара объясняется его личным опытом погружения в тот мир, который он изображает. Его цель – сблизить миры духовный и материальный. И когда замысел находит свое воплощение, мы обнаруживаем, что и связь героя с окружающим миром также выражает неразрывное единство.

В его работах мы наблюдаем глубокое проникновение в сокровенную духовную жизнь шамана, стремление проникнуть в его внутренний мир с помощью символизации реальности, вплоть до ее открыто аллегорической трактовки. На холстах художника, как и в традиционном ненецком фольклоре, не только Земля,  но и весь Космос обитаем и одухотворен. Он во всем ищет и находит самые узнаваемые и самые неповторимые основные черты духовного лидера – нравственная высота и сила, внутренняя красота и интеллектуальная мощь, заставляя нас поверить в безусловное существование на земле духов, небесных божеств и в могущество шаманов. И не только поверить, но и ощутить их присутствие.
Таинственность сцен с присутствием шамана достигается за счет света костра, теней, падающих от него на священные бубны и собравшихся  людей. Их лица выражают задумчивость и смирение, а у впервые присутствующих на камлании – страх. Все полны внимания и уважения к религиозному обряду.

Картина "Посвящение" написана на основе собранных художником полевых материалов. В периоды летних экспедиций в стойбищах оленеводов Леонид Лар встречался с людьми, знающими фольклор, со старыми сказителями, сохранившими легенды и мифы о шаманах, с са­мими шаманами, которые посвящали его в тайны своей удивительной профессии. На картине мы видим посвящение шамана в одну из главных категорий. В ненецкой религии таких категорий три, по числу сфер Вселенной, с которыми связана деятельность служителей культа: шаман Верхнего мира (выду'тана), шаман Среднего мира {я'нянгы тадебя) и шаман Нижнего мира (самбдорта). Чтобы стать шаманом высшего ранга, посвящаемый должен пройти все три мира, сохранив свою жизнь и победив в борьбе со злыми духами. Затем он должен найти свое место и получить духов-помощников и духов-покровителей. Только тогда шаман приобретет способность общаться с мо­гущественными божествами.
В работе "Рождение" передан образ богини Я'Миня, которая покровительствует рождению чело­века и охраняет землю, следит за судьбой человечества и вершит суд, так как в ее руках находит­ся Книга Судеб, где она записывает этапы жизни человека и срок его смерти. В этом образе сли­лись в одно целое Природа и Человек, Женщина и Земля, Рождение и Смерть, Радость и Боль. Это нельзя разорвать, разъединить. Уничтожая природу, человек губит прежде всего самого себя, без рождения нет смерти, без страданий — радости. Земля тождественна Женщине: глядя на Женщину, мы видим Землю, дающую нам жизнь, а глядя на Землю, видим Женщину, которая да­рит миру нового человека. Богине Я'Миня помогает Мяд'пухуча — Хозяйка чума. Между ними прочная связь. Через Мяд'пухуча богиня Я'Миня следит за судьбой человека.
Полотно "Сотворение" написано по мотивам легенды о сотворении земли богом Нумом. Соз­дателю Вселенной помогала священная птица гагара, которая спустилась на дно моря и в клюве принесла землю и ил. Земной шар показан художником в виде шаманского бубна, поделенного на две половины,— он плывет в бескрайнем пространстве Вселенной. На картине изображены пер­вые люди — сихиртя. В легендах говорится, что когда-то они жили на этой земле, но, не выдержав натиска воинственных ненцев, ушли под землю, оставив пришельцам северные просторы. Сихир­тя были мирным народом и не любили войны, поэтому они решили оставить Средний мир и уйти в подземный.
На картине "Восхождение" душа шамана поднимается к богу Нуму, чтобы попросить о помощи в трудный для людей период жизни (стихийное бедствие, падеж оленей, эпидемии). Это шаман
Верхнего мира — выду'тана. Только он может подняться на семирогом олене к богу Нуму, только он имеет возможность общаться с Великим духом. Шаману выду'тана даны Нумом большие пра­ва и привилегии, но на определенных условиях. Если эти условия будут нарушены, Нум жестоко накажет шамана: он отправит его в Нижний мир служить Нга или душа шамана будет вечно му­читься без пристанища.
В "Нашествии" все пронизано ощущением беды: на землю обрушились злые духи, которые хотят уничтожить все живое. Шаман Верхнего мира — выду'тана стремительно поднимается в небо, чтобы успеть сообщить о беде Великому Нуму и попросить помощи. Но шаман обессилел в борьбе со злыми духами, так и не закончив восхождение. В ясную лунную ночь виден силуэт шама­на, навечно оставшегося вдали от своего народа.
На картине "Полет" шаман движется параллельно поверхности земли. Каждый шаман имеет свою небесную дорогу, по которой он идет, плывет, едет. Эти пути ему подсказывают духи-покровители и духи-помощники, которые в путешествии всегда рядом с ним. Дорога шамана труд­на и опасна. Сначала ему предстоит подняться над землей Среднего мира, и только после этого он начинает искать нужный путь в Верхний мир или подземное царство. Об этих небесных дорогах автору рассказывали сами шаманы, которые совершали свои путешествия в миры духов.
Работа "Глаза Нума" написана после длительной экспедиции по Ямалу. В этой картине пере­дана вера людей в Высшую силу — в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Обыч­ные люди не тревожат его своими просьбами. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Через шамана люди передают богу свои просьбы и пожелания. Ненцы считают, что Нум всевидя­щий и вездесущий. Рядом с Глазами Великого духа мы видим его помощников — Миколу Мутратна, Яв'мал Вэсоко и других небесных духов. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей и предотвратить беды, посылаемые злыми духами. Но главной фигурой этой кар­тины является шаман Верхнего мира — выду'тана.
Картина "Духи болезней" отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа болезней — Хабця'Минрена или его посланников. Человек испытывает недо­могание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела. Поскольку Хабця'Минрена и его посланники могут питаться не только человеческими душа­ми и телами, но также и животными, то самым надежным способом предупреждения болезни яв­ляется своевременное принесение духу жертвенного животного. Его вид определял шаман Сред­него мира — я'нянгы тадебя.
Полотно "Возрождение". По поверьям ненцев, душа покидает человека в трех случаях: во время болезни, во сне, при смерти. В первых двух случаях душа возвращается, в последнем — уходит в царство теней. По истечении срока проживания в мире духов душа может вновь возро­диться, но в новом качестве. Души некоторых людей, совершавших заслуживающие наказания проступки по отношению к природе, животному миру, вселяются в тела животных. Ненцы очень бережно относятся к природе, говоря, что природа — это душа. Душа шамана продолжает жить среди небесных духов. В некоторых случаях она превращается в животное или любой предмет, чтобы предупредить людей о надвигающемся бедствии.
На картине "Тайны Нга" изображен подземный мир, где властвует брат Нума, бог Нга. Это сила зла, противоборствующая светлому и доброму началу бога Нума. Бездонные пропасти ведут с поверх­ности земли в темное, ледяное царство Нга. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солн­ца. Нет никому возврата из этого холодного мира теней. На семи ярусах Нижнего мира проживают семь сыновей Нга. У каждого сына свои духи, которые выполняют возложенные на них обязанности. На по­следнем ярусе восседает сам бог Нга. Его мир полон мрака и ужасов. Там бродит злой дух Хабця'Минрена, который пожирает трепещущую душу человека. Там обитает чудовищная старуха смерти и болезни. Появившись на земле, она пробирается в чумы и крадет детей, чтобы напиться их крови. Безлунной ночью блуждают злые духи в глубокой тьме по дорогам и у могил. Они посылают ужасы и тяжкие сны на землю и губят людей. Только шаман Нижнего мира — самбдорта способен предотвратить беды и зло. Он единственный, кто своим колдовством может остановить злых духов.
"Птица Минлей". По поверьям ненцев, эта большая сказочная птица с крепкими железными крыльями жила когда-то в подземном мире, куда ее спрятал бог Нга. Но в период открытия неф­тяных месторождений птица Минлей была выпущена из темницы. По некоторым источникам, Мин-лей дарует людям счастье, если у нее хорошее настроение, но может принести и беду, если не в духе. Ненцы считают, что лучше всего не встречать на своем пути эту птицу: кто знает, какое у нее настроение. По легендам, Минлей насылает метели, проливные дожди, снежные бураны, ура­ганы и т. п.
"Война богов". Эта картина вдохновлена легендами, услышанными от сказителей. Бог Нум ни­когда не воюет со своим братом Нга. Ненцы считают, что если эти два бога, равные по силе, вый­дут на борьбу, то земля, которую они создали, исчезнет в пучине вод, а мир превратится в хаос. Поэтому для усмирения брата бог Нум посылает свою жену, Я'Миня, управляющую белыми ог­ненными оленями.
Полотно "Ид'Ерв" удачно передает атмосферу жертвоприношения духу-хозяину воды, покро­вителю рыбаков. От него зависит удача в рыбном промысле. Каждую весну перед рыбным про­мыслом ненцы приносят ему жертву, чтобы улов был богатым. С детских лет ненца приу 1ают бе­режно относиться к воде, так как от нее зависит жизнь людей в тундре. Детям рассказы­вают о хозяине воды как о божестве, которому подчиняются все речки и озера. Если обидеть хозяина воды Ид'Ерв, то он превратит питьевую воду в болото. Нельзя кидать мусор, плевать в воду, мутить ее без надобности, играть водой и т. д.
Картина "Инквизиция" напоминает о действительных исторических событиях. История хрис­тианизации отсчитывается с известного миссионерского похода Филофея Лещинского. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться древним божкам, совершать жертвоприно­шения и языческие ритуалы. Гнев деятелей церкви испытали главным образом южные ханты, манси и архангельские ненцы. Было уничтожено священное место на острове Вайгач, где находи­лись идолы главных ненецких божеств. Ненцев Ямала достиг лишь слабый отголосок этого со­крушительного удара, их религия оказалась более устойчивой.
Картина "Мираж" предупреждает о том, что человека, который, нарушая запреты, наносит вред природе, оскверняет священные места, ждет наказание. На пути у него будут возникать ми­ражи в виде идолов, они заведут человека в труднодоступные места, где он и погибнет. Миражи могут представать также в виде животных, стойбищ и др.
"Дерево смерти" написано как иллюстрация к легенде. Когда-то ненцы были самым воин­ственным народом. Они всегда побеждали своих противников и в жертву богам на священном месте вешали голову убитого врага. Сейчас ненцы говорят, что они стали как сихиртя — миролю­бивыми.
Триптих "Духи шамана Мандакова" создан после поездки к шаману Г. Е. Мандакову. На основе его рассказов и пояснений к культовым предметам родились сюжеты этих картин. Священные стрелы с одноименной картины триптиха — это боевое оружие шамана против злых духов, а также средство передачи известий духам-помощникам. Стрелы могли служить и средством передвиже­ния в мире духов. "Семь сыновей Нума" — это духи-покровители шамана Мандакова. Через них он обращается к небесным духам Миколе Мутратна, Яв'мал Вэсоко, Илебям'бэртя. Семь сыновей Нума помогают шаману в борьбе со злыми духами. Мандаков поклоняется этим божествам и счи­тает, что Нум очень занят, нельзя тревожить его своими просьбами понапрасну. Центральная кар­тина — "Шаман Мандаков" — изображает шамана во время совершения обряда. Ряде,л с ним ду­хи-покровители, духи-помощники. В них его сила. Главным ритуальным предметом, связывающим мир духов и мир людей, является бубен — пензер. Шаман готов сразиться со злыми духами, так как наделен способностью вселять в себя духов-предков.
В работе "Шаман из древнего рода Окотэтто" представлен собирательный образ служителя культа. Шаман — значительная фигура в ненецком обществе, он выступает перед могучими бога­ми как заступник за свой народ. По народным представлениям, шаманы спасают людей, изгоняя злых духов, предупреждая о грядущих бедствиях. Иногда им удается даже воскрешать мертвых.

Его творчество и собственное мировоззрение открывает для зрителей бесконечное пространство  природы и человека, как неотъемлемой ее части. В эскизах и работах художника мы часто видим рядом с чумом и человеком – оленей. Это закономерно, т.к. олень для тундры незаменимое совершенное творение природы. С глубокой древности оленевод боготворил оленя. Художник повсюду старается открыть зрителю малознакомый мир оленя, показывает его благородство и красоту, зовет восхищаться, ценить и любить его, как это делает оленевод. С поразительной точностью он передает движения оленя, его дыхание и настроение.

Художник-философ Леонид Лар ставит перед собой трудную задачу – открыть для современников и запечатлеть для грядущих поколений внутренний мир своего народа, его духовную культуру, пронесенную сквозь века.